Ислам в Пермском крае

История и культура Пермского края тесно взаимосвязана с исламом. Здесь многие сотни лет жили мусульмане, существовали деревни населенные, исповедующими ислам, предками татар и башкир.

Ислам начал проникать на территории Прикамья (современного пермского края) еще в 10-м веке из Волжской Булгарии и по берегам р. Кама появились первые мусульманские поселения.

Известно, что что Волжкая Булгария приняла ислам в 922 г. а территория Прикамья входит в ее состав под названием Чулман.

Мусульмане булгары вели интенсивную торговлю с местными финно-угорскими племенами, о чем свидетельствуют многочисленные а рхеологические находки.

Булгары строили в Прикамье свои торговые фактории, имевшие и исламские культовые сооружения. К этому периоду относится и появлении одного из первых мусульманских городов в Прикамье - Афкула (в Карагайском районе) расположившийся на на берегу обвы правого притока Камы в которой обосновались ремесленники, купцы и воины.

В это время Кама служит важной дорогой для торговых караванов шедших с южных прикаспийских и восточно-европейских земель на Урал, Сибирь и на север в сторону боссейна р. Печора.

Нижняя Волга мусульманами принималась как продолжение нижней Камы (Ак-Идель) и называлась - Идель, а средняя и верхняя – Чулман. Это свидетельствует о том что мусульмане отдавали предпочтение как политически так и экономический территории камского бассейна чем «Поволжью». Также по научным правилам выделения главной реки, Кама безусловно главнее Волги, но современное положение объясняется исторической ролью Волги в создании Русского государства.

После того, как монголы в 40-е гг. 13 – середине 14 в. вторглись в Поволжье и разрушили Булгарское государство (1236), центральная часть Волжской Булгарии опустела, а население бежало на ее бывшие окраины и сопредельные территории, в том числе на территорию Прикамья.

Но даже татаро-монгольское завоевание Булгарии не поколебало позиций ислама в регионе Урало-Поволжья, и уже скоро правитель Улуса Джучи (Золотой Орды) Берке (1257-1266) стал мусульманином, а при хане Узбеке (1313-1341) ислам стал официальной религией Улуса. И начиная с первых годов воцарения, Узбек твердо и решительно вел политику исламизации государства.

Таким образом, принятие Ислама при хане Узбеке имело глобальные последствия в отличие от прихода Ислама в Булгар. Если в до ордынскую эпоху ислам на территории Булгарии являлся региональной, локальной религией, то после 1313 года он превратился в мощнейшую религиозно-идеологическую систему, господствующую на огромных пространствах Золотой Орды: от Добруджи (ныне часть Румынии) на западе до Алтая на востоке и от Казани на севере до Бухары на юге.

В 13 – м в. переместившиеся на север башкирские племена, образовали на территории Прикамья родоплеменную организацию Гайна, Они заняли земли по берегам Камы от устья реки Сылва до устья реки Очер, а далее граница шла по реке Сылва до верхнего течения, затем р. Иргинка выходила к верховьям реки Быстрый Танып. Ислам начал распространяться среди башкирских племен проникая из Волжской Булгарии еще в 10 в. Данный процесс приостановился после покарения Башкир ордами хана Бату. При хане Узбеке к Башкирам с миссионерской целью были отправлены мусульманские проповедники, получившие образование в Булгаре. Принятие ислама и его распространение на территории Золотой Орды способствовало более интенсивной исламизации башкир.

С середины 15 в. отколовшееся от Улуса Джучи Казанское Ханство стало своего рода приемником Волжской Булгарии и активно способствовало исламизации Урало-Поволжского региона.

После падения Казани (1552) башкиры в том числе и Гайнинцы приняли русское подданство (1552- 1557), которое было оформлено как акт добровольного присоединения. Башкиры оговорили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и религии.

После разорения Казани как и близлежащих татарских городов и деревень, многие поволжские татары, спасаясь от насильственной христианизации, также как и их предки – булгары, вынуждены были уходить с насиженных мест. К этому периоду относится появление большинства татарских деревень Прикамья. Волна татарской колонизации охватила также нынешние Башкортостан, Челябинскую, Курганскую и Свердловскую области. На этих землях принадлежащих башкирам-вотчинникам, землевладельцам, пришлые татары селились на правах аренды.

Вместе с населением приходило и мусульманское духовенство которое спровоцировало новую волну распространения ислама в регионе, и особенно среди родственных по культуре и языку башкир. Но и представители финно-угорского населения, под влиянием татар принимали ислам

Во многих деревнях башкиры, марийцы, татары-тептяри, кунгурские татары и другие этнические группы жили на отдельных улицах, но со временем национальные различия стирались в результате межэтнических браков, принятием не татарскими народами татарского языка и бытовых привычек. Во многих местах произошло естественное отатаривание башкир, что было обусловлено их этнической, языковой и религиозной близостью.

Топографическое описание Пермского наместничества 1786 г. фиксирует большой пласт фактов, свидетельствующих о влиянии ислама на повседневную жизнь татар и башкир. В частности, там отмечается, что большая часть татар и башкир владели арабской письменностью. Башкиры и татары закон исповедовали «махометанской». В селениях мечети стояли только деревянные. Их возводили «иждивением всего того селения, в котором они находятся». Службу в мечетях и вовремя других обрядов вели муллы, «избираемые миром и определяемые ахуном (первосвященником их) в сию должность». Ахунов так же избирали голосами нескольких селений и утверждали «всем достоинстве по аттестату оных от светского правления».

С освоением Урала русскими переселенцами, со строительством монастырей и заводов в XVII–XVIII вв. началось продвижение на земли башкир, что являлось нарушением договора башкирских племен с Иваном IV. Политика захвата башкирских земель, рост налогов и повинностей, сопровождаемых насильственной христианизацией и произволом царских чиновников, вызвали ряд крупных восстаний в 1662–1664, 1681–1684, 1704–1711, 1735–1740, 1755–1756 гг. Военные действия активно велись и на территории Прикамья. Очень часто к восставшим присоединялись и другие народы Урала, в том числе и татары, испытывающие подобные же притеснения со стороны российского правительства.

Кульминацией возмущений национальной политикой Российской империи стало участие многих народов Поволжья и Урала в Пугачевском восстании (1773 – 1775). Принято считать, что широкое участие мусульман в этом восстании привело к изменению политики российского правительства по отношению к ним.

 

............. эта статья еще не закончена!

© islam-yurt

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz