Татары и башкиры Прикамья

В XIII в. начавшие перемещаться на север башкиры задерживались в верховьях Уфы, Исети, Чусовой, в Тулвинско-Буйском и Сылвенско-Иренском поречьях. Более слабые этнические группы оттеснялись сильными южными соседями, впоследствии многие из них, например удмурты, марийцы, растворились среди башкир.

 

Жители южных районов современного Прикамья издавна связаны с башкирскими соседями. Самым компактным районом расселения башкир был бассейн р. Тулвы, входящий сегодня в Бардымский район Пермского края. Современное тюркоязычное население Тулвы ведет свою историю от башкирского племени гайна и в основе его, как считает большинство исследователей, имеется древний башкирский слой. В литературе население бассейна Тулвы принято еще называть гайнинскими башкирами . Гайнинцы происходят от родоплеменного объединения тархан Волжской Булгарии. В XII-XIII веках вошли в тесный контакт с племенами усерган, бурзян, тангаур и составили вместе с ними ядро древнебашкирского этноса. Часть гайнинцев осталась в Приуралье, другая часть мигрировала на север, вверх по течению Быстрого Таныпа. Последний этап переселения гайнинцев на север связан с движением катайских групп и кыпчаков в XII-XIII веках. Этот период характеризуется кыпчакизацией всего племени. Так башкиры задержались в верховьях Уфы, Исети, Чусовой, в Тулвинско-Буйском и Сылвенско-Иренском поречьях.

 

Родоплеменная организация Гайна в XIII веке занимала обширные территории по берегам Камы — от устья реки Сива до устья реки Очёр, а далее граница земель шла по реке Сылва до верхнего течения затем р. Иргинка выходила к верховьям реки Быстрый Танып. На землях Среднего Урала, закрепленных царскими указами за башкирскими племенами и родами, после присоединения в 1552 г. к Русскому государству Казанского ханства стали селиться казанские татары. Этническая основа казанских татар была смешанной - в нее входили волжско-камские булгары, кипчаки (половцы) и другие тюркоязычные народы, проникавшие в Среднее Поволжье в XIII-XIV вв.

 

Значительную роль в этнокультурном развитии башкир и татар Среднего Урала сыграли их близкие контакты, приведшие к тому, что во многих местах невозможно обозначить не только границы расселения двух народов, но и своеобразные черты их культуры и быта. Значительная часть башкир попала под влияние татар и была ими ассимилирована. Сближение народов происходило в условиях единой конфессиональной среды - мусульманства.

 

В этнографии уже давно принято рассматривать культуру и быт башкир и татар Среднего Урала вместе, хотя некоторые исследователи делали попытки определить их этническую специфику - так же, как и лингвисты, указывавшие на отличительные черты диалектного языка представителей обоих народов.

 

 

Освоение Среднего Урала тюркоязычным населением и его внутренние миграции привели к образованию нескольких больших и малых этнотерриториальных групп татар и башкир, которые при культурно-этническом единстве имели свои особенности языка и культуры.

 

Рассматривать традиционную культуру старожильческого тюркоязычного населения Прикамья следует по двум наиболее крупным территориальным группам - тулвинские башкиры и татары, сылвенско-иренские татары.

 

По данным переписи населения 2002 года в Пермском крае проживало около 135,5 тысяч татар и 40,7 тысяч башкир и составляли 4,81% и 1,44% всего населения региона соответственно и занимают второе место по численности после русских татары и четвертое уступая помимо прочих коми-пермякам.

 

Тулвинские башкиры и татары

 

Как уже отмечалось, разобраться в этнокультурной истории тюркского населения бассейна Тулвы сложно. Тулва длительное время являлась главной частью особой административной единицы - Осинской дороги на севере Башкирии. Башкирское племя гайна первоначально обитало не только в бассейне Тулвы, но и на левобережье Сылвы. Как только с конца XVI в. русские начали проникать в низовья Тулвы (район Новоникольской слободы, будущего г. Осы), гайнинские башкиры стали уходить в верховья реки и оттуда - в бассейн Ирени, Таныпа и даже в верховья Уфы. Потомки оставшихся башкир и татар, некогда мигрировавших в бассейн Тулвы, составляют современное тюркоязычное население Бардымского района. У значительной части жителей которого сохраняется желание познать свою историю и культуру. Этот факт, как и осознание большинством своей принадлежности к гайнинским башкирам, ставят перед учеными и органами местного самоуправления задачу глубже познать культурно-историческое достояние древнего населения тулвинского бассейна.

 

Язык, на котором разговаривает население Бардымского района. В современной тюркологии нет единого мнения по поводу специфики языковых процессов у башкир и татар Бардымского района, идущих в условиях длительно развивающегося двуязычия. Лингвисты из Башкортостана считают, что население района говорит на языке северных башкир. Их коллеги из Татарстана полагают, что там проявляется диалект татарского языка, вобравший в себя редко встречающиеся в других татарских говорах восточно-тюркские компоненты, в том числе булгарские. Черты говора, имеющие параллели в древнем булгарском языке, получили распространение в связи с тем, что тулвинские земли, по преданиям, с конца XII в. заселялись выходцами из "области Булгарской, из города, называемого на их языке Шагер Булгар".

 

Сылвенские и иренские татары

 

Татары по р. Сылве и ее притоку Ирени происходят от разных этнических корней - поволжских и западно-сибирских татар, башкир, булгар и кипчаков. Среди предков сылвенских и иренских татар и часть финно-угров - марийцы, удмурты, манси. Неоднородное по происхождению тюркоязычное население выработало разнообразные варианты культурно-бытового развития. В наши дни сылвенские и иренские татары расселены в нескольких юго-восточных районах Пермской области - Березовском, Кишертском, Кунгурском, Октябрьском, Ординском, Суксунском, Уинском.

 

С начала XVIII в. татарское население проживало компактно. Татары группировались в пределах четырех четвертей - по р. Ирень в Карьевской и Верх-Иренской, по р. Сылва в Верх-Сылвенской, и по Шакве - притоку Сылвы - в Шаквинской. Кроме татар, селились русские, марийцы, частично удмурты. Особенно густо заселили берега Ирени, Шаквы и низовья их притоков. Большинство поселений издавна располагается в стороне от большой реки, но обязательно возле мелких речек, что было совершенно необходимо, так как население занималось главным образом земледельческо-скотоводческим хозяйством, обрабатывая обширные земельные площади.

 

Деревни и села в Сылвенско-Иренском поречье отличались однородным этническим составом населения. Эта особенность сохранилась до наших дней: поселений со смешанным этническим составом там почти не встречается.

 

При составлении данной статьи использовался материал из книги Г.Н. Чагина. "Народы и культуры Урала в XIX - XX вв."

© islam-yurt

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz