Весьма примечательным является и тот факт, что ни в летописях, ни в народных легендах – дастанах и баитах ничего не говорится о насильственном присоединении башкир к Булгарии, что позволяет сделать вывод о том, что вхождение этого упорного, воинственного и свободолюбивого народа в состав Булгарии было добровольным. По-видимому, немалую роль наряду с общностью языка и культуры сыграло здесь также и влияние ислама. И хотя основной этап массовой исламизации башкир приходится на более позднее время, но начинать отсчет этого процесса следует именно с булгарского периода.
Чуваши
Предками чувашей считается тюркское племя сувар (или же суваз), пришедшее в Среднее Поволжье из Предкавказья в VIII в. или в более ранний период, как и булгары (впрочем, есть данные, говорящие об их гораздо более раннем здесь расселении). Некоторые исследователи отмечают в чувашах больший финно-угорский элемент, нежели в современных татарах. Как и булгары, сувары являлись вассалами Хазарии. Согласно легенде именно объединение сил булгар и сувар позволило победить мадьяр (венгров) и изгнать их из Поволжья в южные степи. Сувары, входя в состав Булгарского государства, сохраняли достаточно большую независимость.
Территория исторической Чувашии, что составляет существенно больше, нежели территория республики с тем же названием, входила в состав Волжской Булгарии, составляя наряду с сегодняшним Татарстаном его этническую основу. Учитывая, что с 922 г. официальной религией Волжской Булгарии стал ислам, можно говорить, что исламское правление распространялось на территорию исторической Чувашии с этого времени, даже, несмотря на то, что большинство населения было немусульманами (чуваши).
Столь длительный контакт с мусульманами не мог не оказать влияния на чувашей, что нашло свое отражение, например, в их традиционных верованиях и в языке (примеры явных арабских заимствований – «хыпар» – вести (от арабского «хабар» с тем же значением), «шалам» – приветствие (от арабского «салам» – «мир», употребляемого как часть приветствия, и т.д.). На традиционных верованиях чувашей также, несомненно, отразилось влияние Ислама – «ахыр самана» (от арабского «ахыр заман» – «конец света»), злые существа во главе с «шуйтаном» (от арабского «шайтан») и т.д. Во всем этом явно прослеживается какое-то знакомство предков чувашей с исламом, но впоследствии основательно забытое.
Далеко не все исламское влияние на чувашей следует относить к периоду Волжской Булгарии, но основа была заложена именно в тот период. В том числе, влияние ислама на чувашское язычество, по видимому, следует искать именно в том времени. Некоторые комментаторы уже упоминаемого нами Ибн Фадлана говорят, что именно принятие ислама вызвало отделение предков современных чувашей от остальной массы булгарского населения. Секретарь посольства халифа описывает это следующим образом: «Сувазы (сувары) ему (Алмуш-хану) отказали (последовать за ним). Племя разделилось. Одна часть, состоящая из разного отребья, объявила себя независимой, и во главе у них стоял некий самозванец Вырыг.
По материалам журнала «Ислам»