Начало распространения Ислама в Хазарии

Поход Марвана II

В 114-15/732-33 гг. (здесь и далее год по Хиджре/год по григорианскому календарю) халиф Хишам назначил Марвана ибн Мухаммада ибн Марвана, ставшего впоследствии последним омейядским халифом Марваном II, правителем Азербайджана, Армении и аль-Джазиры (местность на севере Ирака). Впоследствии за свое небывалое упорство Марван получил прозвище Осла, символизирующего у арабов не тупость, а упорство и трудолюбие.

Сразу после своего назначения Марван, столкнувшись с активизацией набегов на Халифат и его союзников со стороны хазар, которая, в свою очередь, была вызвана распространением иудаизма среди правящей верхушки каганата, сам был вынужден начать активные наступательные действия против Хазарии. Тем самым он нарушил установившийся паритет, выражавшийся во взаимных нападениях и рейдах на территорию противника. На протяжении пяти лет Марван II вел интенсивные наступательные действия на хазар вплоть до разгрома их войск в 119/737 г.

Здесь необходимо дать некоторую историческую справку относительно хазар и Хазарского каганата. Хазарское государство располагалось на той же территории, что и предшествовавшие ему Гуннский, Аварский каганаты и Булгарское государство, и включало во многом те же народы, что и население государств – его предшественников. При этом необходимо отметить, что и булгары, и тюркюты считали себя потомками и наследниками гуннов. Об этом прямо говорят как немногочисленные, дошедшие до наших дней произведения булгарских авторов, например, «Кыссаи-Йосуф» Кул Гали, так и легенда о происхождении правящей хазарской династии Ашина. Первоначальная территория Хазарского каганата определялась Нижним Поволжьем (современные Астраханская область, Калмыкия и часть Волгоградской области), равнинной частью Дагестана и Приазовьем (Ростовская область, часть Краснодарского края, Крым). Хазары представляли собой тюркский народ, проживавший на данной территории и исповедовавший в большинстве своем язычество, христианство и ислам. Позже хазары постепенно подчиняют себе все тюркские, славянские, угро-финские и балтские народы Восточной Европы, практически, без исключения находившиеся в различных формах зависимости от Хазарского каганата.

Хазары и иудаизм

В 112/730 г. году хазарская верхушка принимает иудаизм, но это имело крайне ограниченный масштаб, и большинство хазар продолжало исповедовать иные религии. Об этом свидетельствуют и факты археологических раскопок на территории расселения хазар, почти не носящие материальных следов иудаизма, но изобилующие при этом памятниками, свидетельствующими об исповедании ислама, христианства и различных языческих культов. В 183-193/799-809 гг. правящая верхушка Хазарии во главе с каганом Обадия сделала иудаизм официальной религией каганата, но, даже, несмотря на это, большинство хазар никогда не были иудеями.

В последнее время очень широко распространяется миф о якобы всеобщем исповедании хазарами иудаизма. Этот миф очень удачно сочетается с другим мифом о якобы хазарском происхождении восточноевропейских евреев-ашкенази. Полностью противореча историческим фактам и действительности, эти мифы служат лишь одной цели – они подводят псевдоисторическую основу под притязания ложных «потомков хазар» на господство на геополитическом пространстве бывшего Советского Союза. Более того, наибольшего расцвета хазарское государство достигло до иудейского периода своей истории, и принятие иудаизма его правящими кланами было началом конца этого великого государства.

Разгром хазар

Именно с действиями иудейской верхушки была связана активизация военных действий хазар против Халифата, ответом на что и стали походы Масламы и Марвана II.

Венцом военной кампании Марвана II явился его поход 119/737 г. в низовье Волги, сопровождавшийся взятием множества хазарских городов, например, Баланджара, Семендера и тогдашней столицы Хазарии Байды (впрочем, некоторые современные историки отождествляют Семендер и Байду).

В ходе своего похода, преследуя хазар, Марван достиг лесистой местности на реке Сакалиба (нахру-с-сакалиба) разбил на ней племя «сакалиба», находившееся в подчинении у хазар, и взял из него 20 тысяч пленных. Сакалибами арабы того времени называли различные северные (для них) народы, в том числе и славян, и финно-угров. По поводу этой реки и народа, разбитого на ней арабами, существуют самые различные мнения. Согласно одному из них разгромленные сакалибы были славянами, и эта река была Доном. Подобной точки зрения придерживаются сторонники точки зрения «славяноцентричной» модели государственности на территории Российской Федерации. В этой гипотезе есть одна серьезная неувязка, заключающаяся в том, что в момент наибольшего могущества и территориального распространения Древней Руси (X-XII вв.) ее юго-восточной окраиной было Рязанское княжество, поэтому предполагать наличие 20 тысяч славян в VIII в. в излучине Волги и Дона, т.е. в самом центре «Дикого поля» – из области фантастики (присутствие купцов или отрядов варяжских наемников на Тамани или в Дагестане не означает присутствия больших воинских контингентов или, тем более, населения). Согласно иной точке зрения разгромленное племя было барсилами – одним из булгарских племен, в то время подчиненных хазарам и проживавших на Дону же. Существует также точка зрения, что это сражение произошло на Волге (в лесистой местности Саратовской и Самарской областей). Народом же, с которым сразились арабы, было одно из тюркских племен. Главным контраргументом против этого выдвигается довод, что арабы якобы не решились бы пройти столь длительным маршем по полупустынным местностям низовьев Волги, хотя, вообще-то, уроженцы региона с гораздо более засушливым климатом предпочитали обычно именно подобные местности.

Последствия победы мусульман

Именно с действиями иудейской верхушки была связана активизация военных действий хазар против Халифата, ответом на что и стали походы Масламы и Марвана II.

Несомненно одно – в ходе похода Марвана II часть булгарских и хазарских племен приняла ислам. В их числе называют племя баланджар (баранджар), проживавшее в городе с одноименным названием, бывшим одним из крупнейших городских центров Хазарии. В очень скором времени это племя, вместе с другими булгарскими племенами, воспользовавшись ослаблением центральной хазарской власти, переместилось на Среднюю Волгу и заложило зачатки распространения ислама в этом регионе.

Война завершилась подписанием мирного договора, на условиях крайне невыгодных для хазарской верхушки. Некоторые из летописцев, например, аль-Балазури, даже указывают на то, что хазарский каган был вынужден принять ислам, хотя дальнейший ход событий и противоречит этому. Но даже несмотря на то, что сам каган ислам не принял, тем не менее, основным следствием похода Марвана II было то, что в его результате возникли условия, способствующие распространению ислама в Хазарии. По крайней мере, обеспечение свободы вероисповедания мусульманами в пределах Хазарского каганата в условиях договора значилось, и какое-то время этот пункт договора хазарами выполнялся.

После марвановских походов в хазарских городах появляются колонии купцов-мусульман – выходцев из Халифата. Значительную часть армии Хазарии составляли наемники-мусульмане из Хорезма. При найме они оговаривали с каганом условие, что они не будут воевать против мусульман. Кроме того, появились мусульмане из среды самих хазар и подвластных им племен. В начале X в. один из мусульман-путешественников определял численность мусульманского населения Итиля – хазарской столицы того времени, в десять тысяч – цифру, весьма немалую по тем временам.

В результате разгрома хазар политический центр их государства перемещается с Северного Кавказа на Нижнюю Волгу. Важнейшим показателем этого является перенос столицы из Семендера, определяемого археологами на реке Сулак (Дагестан), или Байды в Итиль (Хамлидж), находящийся в дельте Волги.

Помимо этого, после нанесенного поражения хазарская власть ослабла настолько, что многие народы и государства, прежде находившиеся в различных формах зависимости от них, от этой зависимости освобождаются. Если ранее Дагестан находился на стыке интересов супердержав, то отныне наступил период относительного затишья. Главное препятствие на пути распространения ислама в лице Хазарского каганата было сломлено. Южный Дагестан, а также Азербайджан избавились от непрестанных набегов хазар, и, как следствие этого, начинается постепенная исламизация Дагестана, ранее преимущественно ограничивающаяся узкой прибрежной полосой южнее Дербента.

В период с VIII по X вв. ислам принимают азербайджанцы, лезгины, табасаранцы, цахуры и рутульцы. Исламизация Дагестана приняла необратимый процесс и постепенно перешла в руки самих дагестанцев. Уже в период наместничества Марвана II в 115-16/733-34 гг. в Дербенте, на долгие годы ставшем центром распространения ислама в Дагестане, была построена первая на территории Восточной Европы соборная мечеть, а к 183/799 г. относят постройку мечети уже в Кумухе – центре лакцев. Если до этого периода мусульманское население Дагестана ограничивалось в основном переселенцами из других районов Халифата, то Маслама и Марван II стали искать поддержку у местного населения, активно способствуя распространению ислама среди него.

Не мог процесс распространения ислама обойти и такое достаточно крупное государственное образование северокавказского региона – Аланию. Известно, что при своем продвижении вглубь хазарской территории войска Марвана воспользовались не только Дербентским, но и Дарьяльским проходом, где находилась крепость Баб аль-Алан (Аланские ворота) – в районе Военно-Грузинской дороги. Через нее с территории Грузии, вошедшей в состав Халифата также в результате походов Марвана II, арабы, пройдя через территорию Алании, ударили по хазарам. Ранее Алания, как и Сарир, находясь в прифронтовой полосе, заключали мирные договоры то с Халифатом, то с Хазарией. В результате же походов Марвана II агрессивность хазар надолго снизилась, что дало возможность избавиться от вассальной зависимости от них и окрепнуть. Несомненно, что влияние ислама в Алании после разгрома каганата должно было вырасти, но, к сожалению, никаких документальных свидетельств, подтверждающих это, не осталось.

Группа булгарских и родственных им суварских племен, воспользовавшись ослаблением хазар, откочевывают из Нижнего Поволжья и Приазовья на Среднюю Волгу, где, спустя некоторое время, образовывают государство, впоследствии ставшее первым исламским государством Восточной Европы – Волжскую Булгарию. Как уже упоминалось выше, существует точка зрения, согласно которой часть булгар приняла ислам еще в ходе походов Марвана II. Также есть многочисленные свидетельства о проникновении ислама в Волжскую Булгарию из Хорезма, но одно остается бесспорным – переселение большой массы булгар в Среднее Поволжье, образование ими там самостоятельного государства и беспрепятственное распространение в их среде ислама стало возможным лишь благодаря походам Марвана II.

Ахмад Давлетшин

Волжская Булгария

Волжская Булгария – первое мусульманское государство Восточной Европы

Время, когда ислам проник на эти земли, установить сегодня точно не представляется возможным, равно как и место, откуда сюда пришли его первые проповедники, распространявшие свет ислама, и их имена.

Булгары, некогда входившие в Гуннский каганат, позже выделились из него, но продолжали считать себя потомками и прямыми наследниками гуннов. После участия в гуннских походах на Западную Европу булгары поселяются в Приазовье и Нижнем Поволжье, где образовывают государство Великую Булгарию, достигшее наивысшего расцвета в VII в. при хане Кубрате. После смерти Кубрата, совпавшей с усилением хазар, часть булгар под руководством хана Аспаруха (ок. 644-700 гг.) переселяется за Дунай, где, возглавив местные племена, в 681 г. основывает государство Дунайскую Болгарию. Часть перекочевывает в Среднее Поволжье, а часть, оставшись на месте, покоряется хазарам. Численные соотношения между группами булгар, в различное время переселявшимися в Волго-Камское междуречье, сейчас установить достаточно тяжело, но бытуют мнения, согласно которым некоторые тюркские племена обитали здесь, в Поволжье и Приуралье, даже с гуннских времен. Таковым, например, называют племя эсегел, потомками которого иногда называют пермских и красноуфимских татар и башкир. Существует версия, что и предки чувашей переселились на Среднюю Волгу несколько раньше основной массы булгарских племен. Некоторые из ранее покорившихся булгарских племен переселились в VIII в. в Среднее Поволжье в результате походов Марвана ибн Мухаммада, будущего последнего омейядского халифа Марвана II, против Хазарского каганата, воспользовавшись ослаблением центральной власти хазар. Переселяющиеся сюда булгарские племена, возможно, также включавшие в свой состав некоторые северокавказские элементы, контактировали на новом месте с финно-угорскими и ранее укоренившимися здесь тюркскими племенами. Эти контакты не всегда носили мирный характер. Так, считается, что предки венгров (мадьяр) покинули эти края и переселились в южные степи, а затем и в Прикарпатье, именно под давлением булгар.

Большинство булгар на момент переселения было язычниками-тенгрианцами, приверженцами древней религии тюрков и монголов, поклонявшимися Кюк-Тенгре – Синему Небу (в современном татарском языке «тенгре» соответствует арабскому «илях»). Возможно, среди булгар были и последователи иных религий, например, христиане, зороастрийцы или последователи языческих северокавказских культов, но каких бы, то, ни было свидетельств, напоминающих об этом, нет.

Согласно одной гипотезе одно из булгарских племен, баранджары, приняли ислам сразу после походов Марвана в 119/737 гг. и переселились в новые места уже мусульманами. По крайней мере, Ибн Фадлан писал: «Мы видели у них племя около пяти тысяч душ мужчин и женщин, все до единого принявшие ислам. Это племя называется баранджар». Вместе с тем название «баранджар» принадлежало одному из хазарских городов, взятых Марваном и, в свою очередь, является родовым названием одного из хазарских или булгарских племен.

Согласно другой версии ислам распространился здесь благодаря деятельности проповедников из Хорезма, занимавшихся торговлей (Хорезм – местность в Средней Азии в устье Аму-Дарьи, в более широком понятии охватывает существенно большую территорию, включая часть современных Ирана и Афганистана).

Одна из легенд в пользу этой гипотезы, приводимая аль-Гарнати, гласит: «А смысл слова «булгар» – «ученый человек». Дело в том, что один человек из мусульманских купцов приехал к нам из Бухары, а был он факихом, хорошо знавшим медицину. И заболела жена царя, и заболел сам царь тяжелой болезнью. И лечили их лекарствами, которые у них приняты. Но усилился их недуг, так что стали они оба опасаться смерти. И сказал им этот мусульманин: «Если я стану лечить вас, и вы поправитесь, то примете мою веру?» Оба они сказали: «Да!» Он их лечил, и они поправились и приняли ислам, и принял ислам народ их страны. И пришел к ним царь хазар во главе большого войска, и сражался с ними, и сказал им: «Зачем приняли эту веру без моего приказа?» И сказал им мусульманин: «Не бойтесь, кричите: «Бог – самый Великий!»» И они стали кричать: «Бог – самый Великий!»… и сразились с этим царем, и обратили его войско в бегство, так что этот царь заключил с ними мир, принял их веру и сказал: «Я видел больших мужей на серых конях, которые убивали моих воинов и обратили меня в бегство». И сказал им этот богослов: «Эти мужи – войско Аллаха, Великого и Славного»».

У этой версии есть также и нелегендарные доказательства. Таковыми являются, например, распространение среди булгар ханафитского мазхаба (мазхаб – богословско-правовая школа в исламе). Ибн Фадлан пишет про муэдзина Алмуша-Джафара, что он «…призывая к молитве, икаму произнес дважды. А это при дворе халифа не принято». Ничем иным, кроме как свидетельством распространения среди булгар ханафитского мазхаба, это не является.

Факт широко используемого караванного пути из Хорезма в Булгар в ту эпоху документально подтвержден. Также в пользу «хорезмийской» версии проникновения ислама к булгарам говорит и тот факт, что еще с древнейших времен в булгарском, а потом и в татарском языке закрепились персидские слова, используемые для обозначения религиозных терминов, при этом их арабские аналоги широкой массе неизвестны. Например, персидские «намаз» вместо арабского «салят», «ураза» вместо «саум», «пайгамбар» вместо «наби», «фарешта» вместо «маляика», «Худай» наряду с «Аллах» и т.д. Все эти слова являются живыми свидетельствами проникновения ислама из Средней Азии, где персидский язык в то время был чрезвычайно распространен, в том числе и среди тюрков, и где эта лексика активно употреблялась. По-видимому, следует согласиться с тем, что проникновение ислама в Волжскую Булгарию шло как из Халифата через Дербент, так и из Хорезма.

Кроме вышеперечисленных, существует еще одна версия проникновения ислама в Волжскую Булгарию: с приходом туда трех сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), один из которых – Абд ур-Ррахман ибн Зубайр – вылечил дочь хана Туйбике, женился на ней и основал булгарскую династию. В дополнение к этой легенде говорилось, что могилы этих сподвижников якобы сохранялись до XVII в. Что же касается степени правдоподобности ее, то я лично следую мнению великого татарского мыслителя, факиха и историка Шихабуддина Марджани, не воспринимавшего ее всерьез, а, напротив, писавшего: «лживые предположения, пустые воображения и чистая ложь».

Первое документальное свидетельство о широком распространении ислама среди волжских булгар известно от арабского энциклопедиста Абу Али Ахмеда ибн Омара ибн Русте (автора книги «Аль-а'ляк ан-нафиса» – «Дорогие драгоценности»), который не позднее 903 г. писал о том, что булгары в большинстве своем мусульмане, и правитель их – мусульманин. Во всех городах у них мечети и медресе. Впрочем, есть предположения о том, что хан Айдар, правивший в 827-839 гг. по григорианскому летоисчислению и объединивший племена булгар и сувар, уже был мусульманином. Доказательством его исламского вероисповедания является его имя – измененное арабское «хайдар» («лев»).

Но решающий поворот в истории Волжской Булгарии произошел в 921 г, когда хан Алмуш-Джафар, правивший в 886-929 гг., сын хана Шилки (Абдуллы), правившего в 877-886 гг., отправил посольство в центр исламского мира того времени, в Багдад, к халифу аль-Муктадиру с просьбой «…прислать к нему вероучителей, чтобы преподать ему законы ислама, а также построить для него мечеть, в которой воздвиг бы для него кафедру-михраб, чтобы оттуда можно было бы от имени халифа произнести проповедь -хутбу в его собственной стране и во всех областях его государства». Ответное посольство не замедлило себя ждать, и уже в следующем 922 г. прибыло в Булгар. Секретарем посольства являлся ученый Ахмад ибн Фадлан, который оставил нам труд, до сих пор имеющий непреходящую научную ценность – «Рисаля» («Послание»). В своей книге Ибн Фадлан описал быт булгар, башкир, гузов, русов, славян (как и в иных арабских источниках, он разделял русов и славян, не объединяя их в один народ), а также всех других народов, с представителями которых он контактировал в Булгаре либо по дороге туда. Булгарский хан же Алмуш-Джафар после отбытия посольства собрал джиен (собрание) беков, на котором было принято решение об объявлении ислама государственной религией Волжской Булгарии.

Объявление ислама государственной религией открыло новую страницу в жизни булгарского народа – если ранее он был лишь одним из многочисленных тюркских племенных союзов, то отныне стал северным форпостом исламской цивилизации. Став частью огромного исламского мира, бывшего в то время средоточием наук в море невежества, булгары принялись вбирать в себя всю ученость, накопленную человечеством и аккумулированную в мире ислама. Студенты из Волжской Булгарии отныне учились в университетах и медресе Благородной Бухары и Города мира – Багдада – крупнейших интеллектуальных центров того времени. Необходимо отметить, что, невзирая на политические междоусобицы, уже в то время начавшие раздирать страны ислама, мусульманская умма продолжала представлять собой единый организм. Ученые и торговцы, паломники и суфии, поэты и студенты не знали границ внутри исламского мира и свободно перемещались по нему. Поэтому приобщение к исламской цивилизации не могло не дать мощнейший толчок интеллектуальному развитию булгарского народа. О Волжской Булгарии пишут аль-Масуди («Мурудж», «Китаб ат-танбих валь-ишраф»), побывавший в ней испано-арабский путешественник из Гранады Абу Хамид аль-Гарнати, живший в Афганистане неизвестный нам автор труда «Худуд аль-Алям» («Пределы мира») и многие другие авторы, жившие в самых разных концах исламского мира. Современники далеко за пределами поволжского региона упоминают о людях с куньей1 аль-Булгари (что значит родом из Булгарии) – врачах и купцах, воинах и студентах. Пути булгарских купцов не ограничены теперь традиционными маршрутами – к соседним народам Поволжья, Урала и Западной Сибири, славянам и русам, в страны Северной Европы и к племенам Великой Степи – Дешт-и-Кыпчака. Их торговые пути отныне пролегают также в великий Хорезм и Багдад, и их принимают как мусульман, со всеми положенными для правоверных льготами.

Объявление ислама государственной религией не могло не вызвать резкого неприятия в Хазарском каганате, где у власти находилась иудейская верхушка. Фактически, для бывшего вассала каганата это означало объявление государственного суверенитета. Отправка же посольства к главе иного государства, к тому же находящегося в состоянии войны с сюзереном, и по сей день является декларированием себя в качестве самостоятельного субъекта международного права.

Всего этого хазарский каган вынести просто не мог. В бешенстве он пытается выместить свою злобу на мусульманах своей страны – в этом же 922 г. он разрушает минарет главной мечети хазарской столицы Итиля и приказывает казнить ее муэдзинов. Все эти события не могли не вызвать эмиграции части мусульман из Хазарского каганата, где мусульман начали подвергать гонениям, в новообразованное мусульманское государство. И хотя документальные факты, подтверждающие это, нам не известны, но нет никакого сомнения в том, что это произошло.

Все вышеперечисленные факторы вывели Волжскую Булгарию в один из крупнейших цивилизационных центров этой части обитаемого мира, каковым она, а впоследствии и ее идейные наследники, и являлись на протяжении длительного времени. Многие народы, так же наравне с булгарами находившиеся в зависимости от хазар – марийцы, мордва и т.д., так и не создали собственных государств, а вошли в орбиту формирующегося Булгарского государства и продолжали в нем оставаться, испытывая его политическое, культурное и экономическое влияние. Всем этим Волжская Булгария была обязана не силе своих воинов, и не торговой смекалке своих купцов – причиной всему был ислам – религия Единобожия, пришедшая в Среднее Поволжье. И именно ислам вывел булгар из состояния «один из многих» на место бесспорных лидеров в регионе.

Волжская Булгария, зародившись на территории современных Татарстана, Чувашии, Ульяновской и нескольких сопредельных областей, в сравнительно короткий срок расширила свои пределы. В моменты наибольшего могущества на западе она граничила с Владимиро-Суздальской Русью, оспаривая у нее Муром (по сведениям Р.Набиева, до XI-XII вв. Ростов, Суздаль, Москва, Муром входили в булгарскую провинцию «Джир»). На востоке подчинила западносибирских кыпчаков – оймеков (XII в.). На юге – расширилась до Нижнего Поволжья, вступив тем самым на территорию своего бывшего сюзерена. На севере – есть данные об использовании булгарами в качестве резервного торгового пути реки Печоры (современная Республика Коми) и Белого моря.

В первую очередь, объектами исламского призыва стали, помимо самих булгар, их ближайшие соседи: буртасы, башкиры, сувары, кыпчаки, марийцы, мордва, удмурты. Степень их восприятия ислама оказалась различной – какие-то народы полностью приняли ислам, например, буртасы и башкиры, среди других народов ислам распространился слабее, но из этих народов не осталось ни одного, кто бы полностью отверг ислам.

Как и во все времена и во всех странах, в распространении ислама в регионах, подчиненных Волжской Булгарии или соседних с ней, выделяются два этапа. Первый: поселение на новых для ислама землях мусульман, служащих примерами для окрестного населения. Таковыми были распространители ислама воины-газы в Средней Азии (их потомков называют «худжа», варианты «кожа», «аже») и на Балканах, в Северной Африке и в Испании. Места их поселений – «рибаты» становились форпостами мусульманской цивилизации, из оборонительных крепостей они становились цитаделями знаний. Одними из самых первых рибатов были города Куфа – родина имама Абу Ханифы, Басра – родина великого ученого Хасана аль-Басри (учитель Умара ибн Абдуль-Азиза и имама Абу Ханифы) и Фустат (впоследствии на его месте вырос огромный Каир, прославившийся всемирно известным университетом «Аль-Азхар»), основанные еще праведным халифом Умаром. Уважение, проявляемое к этим распространителям ислама – газы, было столь велико, что даже их потомки занимают особое место в традиционной структуре родов мусульманских народов. Как правило, именно из их среды выходили ишаны. В эпоху Омейядского, Аббасидского и Османского халифатов движение газы носило преимущественно суфийский характер. Многие из газы, не будучи согласными с разрушением нравственности, воцарившимся во дворцах султанов и их наибов, тем не менее все свои усилия направили не на борьбу с этими правителями – все же мусульманами, а на распространение ислама среди немусульманских народов.

Вторым этапом исламизации было то, что впоследствии под воздействием этих поселенцев-мусульман местные племена также принимали ислам или, по крайней мере, относились к нему лояльно, постепенно входя в орбиту мусульманской цивилизации. Именно подобным образом, путем культурного проникновения, через булгарских купцов и ремесленников, не навязываясь, распространялся ислам и среди народов, входящих в орбиту интересов Волжской Булгарии. Продвижение ислама носило следующий характер – из центра постепенно к окраинам государства, и далее в области, подчиненные торговому и политическому влиянию молодой державы.

Буртасы

Первыми среди этих народов, наверное, следует выделить буртасов, на основе которых при участии булгар, мещеры, а также мордвы, чувашей, а в золотоордынский период и кыпчаков с монголами возник субэтнос современных татар-мишарей. Первым историческим свидетельством о них многими считается упоминание Геродота об «акацирах», размещаемых им в правобережье Волги в ее среднем течении, что соответствует району современного расселения татар-мишарей. При этом слово «акацир» производят от тюркских «акац» («агач» – дерево) и «ир» (мужчина, распространенное окончание тюркских этнонимов). В любом случае, проникновение тюркских племен на территорию Мещеры (Республика Мордовия, Пензенская, Нижегородская области), впоследствии принявших ислам, датируется не позднее VIII в. по Григорианскому летоисчислению, хотя, возможно, что племена буртасов, позже вошедшие в Булгарское государство, поселились здесь и раньше – с IV-V в., если не в более ранний период.

Относительно происхождения буртасов бытуют различные мнения. Большинство исследователей пишут об их тюркском происхождении, хотя существуют также версии об их североиранском или финно-угорском происхождении. Буртасы не позднее X в. входят в состав Булгарского государства, и, по-видимому, уже тогда становятся мусульманами, по крайней мере, значительная их часть. Во всяком случае, уже в X в. основной денежной единицей на территории их расселения становится серебряный арабский дирхам (или его булгарская копия). Более того, через территорию расселения буртас шло дальнейшее распространение ислама на запад. Буртасы достаточно активно участвовали в жизни Волго-Камской Булгарии, и сами в свою очередь несли свет ислама соседним народам – финно-уграм, а позже и славянам.

Здесь же необходимо отметить и мещеру – выделяемое некоторыми историками племя, по-видимому, финского происхождения, населявшее в древности территорию Нижегородской, Владимирской, Рязанской, частично Московской областей и давшее свое имя этой земле. Согласно мнению многих ученых восточная часть Мещеры, контактируя с тюрками – буртасами и булгарами, приняла ислам и перешла на тюркский язык, передав свое имя (этноним) мишарям – части современного татарского народа. Западная же ее часть, войдя в состав русских княжеств, впоследствии обрусела, оставив после себя лишь названия рек и местностей, подобно североамериканским индейцам. Граница между Булгарией и Владимиро-Суздальской Русью прошла как раз по местообитанию этого народа. Историкам, например, известен факт соперничества в булгарский период между мусульманскими и христианскими проповедниками за население города Мурома (преимущественно угро-финское) во Владимирской области, зафиксированный в древнерусских летописях.

Путем культурного проникновения, через булгарских купцов и ремесленников, не навязываясь, распространялся ислам и среди народов, входящих в орбиту интересов Волжской Булгарии. Продвижение ислама носило следующий характер – из центра постепенно к окраинам государства, и далее в области, подчиненные торговому и политическому влиянию молодой державы.

Башкиры

Также среди этого списка булгарских соседей стоит отметить еще один народ, полностью вошедший в ислам – башкир. Башкиры – народ тюркского происхождения, как и булгары. Впрочем, среди некоторых ученых распространено мнение об их финно-угорском происхождении, однако доказательства этой точки зрения малоубедительны и носят больше характер политических аргументов и территориальных притязаний.

Башкирские племена известны на Южном Урале с XI в. Исторический Башкортостан за пределами республики включает в себя современные Челябинскую и части Оренбургской, Свердловской и Курганской областей. Подробный рассказ о башкирах содержится у Ибн Фадлана, который встречался с ними во время своей поездки в Волжскую Булгарию. Комментируя «Рисаля» Ибн Фадлана, некоторые ученые говорят о наличии как минимум одного мусульманина-башкира в составе этого посольства, который, по-видимому, был проводником или же состоял в его охране. Но, тем не менее, в той же работе башкиры в своей массе описываются как язычники.

Самым ранним археологическим памятником ислама на территории Башкортостана считается Левашовский могильник в Ишимбаевском районе. Расположение трупа, ориентированного лицом в сторону Каабы, позволяет считать его первым известным нам мусульманским захоронением на территории республики. В этом же захоронении найдены серебряные дирхамы и золотой динар, отчеканенные в Халифате в 706, 712 и 892 гг. Эта находка дает ученым предполагать наличие мусульман в Башкортостане, начиная с X в. Нам неизвестно, кому принадлежало это захоронение, возможно, это был купец из Халифата, Хорезма или Булгарии, но одно бесспорно – начиная именно с этого времени, мы можем говорить об устойчивом присутствии ислама и мусульман на башкирской земле.

По мнению современного башкирского историка А.Б.Юнусовой, распространение ислама среди самих башкир началось с X в. Причем исламизация башкирских племен связывается и… Продолжение »

© islam-yurt

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz