Камский торговый путь из Болгара в "страну Вису и Чулман"

Река Кама, левый и самый крупный приток Волги хорошо известный географам древности и средневековья. Каму принимали за продолжение Волги именуя нижнее течение Ак-Итиль, а среднее и верхнее течение Камы термином Кара-Итиль или, по-тюркски, Чулман (Чолман). Берега Камы и сам поток уже с глубокой древности использовались людьми как прекрасная дорога из Прикаспия и равнин Восточной Европы на Урал, далее в Сибирь и на Север. Кама стала превращаться в торговую артерию, вдоль которой шли партии товаров, в том числе осуществлялся очень дальний транзит, результатом которого стало появление в Приуралье различных изделий скифов, Египта, Вавилона. Основным предметом обмена для жителей Приуралья становятся меха пушных животных.

Можно сказать, что с VII-VIII в. н.э. Приуралье приобрело статус международного поставщика мехов. В ответ в Прикамье мощным потоком хлынуло среднеазиатское и иранское серебро, арабские и византийские монеты, дорогие восточные ткани. Огромное значение для развития экономических и этнокультурных связей народов Приуралья имело появление на Нижней Каме болгар и возникновение здесь к началу X в. одного из наиболее экономически развитых государств раннесредневековой Европы - Волжской Болгарии. Имея устойчивые культурные и политические связи с Арабским халифатом, Болгария была своеобразным центром арабской и в целом восточной торговли в Европе. Многочисленные колонии арабских и иных купцов на Волге были источниками географической, экономической и культурной информации о странах Севера. Деятельность болгар послужила основой расцвета Камского торгового пути, ставшего главной торговой артерией в связях Севера, Урала и Западной Сибири со странами Востока и Запада.

"страна и народ Чулыманские"

Вероятно, уже к XI столетию практически все Прикамье (за исключением бассейна Средней Вятки, где уже в XI-XII вв. возникает русская Вятская земля) становится частью территории Волжской Болгарии, ее своеобразной угро-финской периферией. Здесь возникают болгарские торговые фактории, а также возникают и функционируют вплоть до XIV-XV вв. болгарские городки Афкула, Ыбыр и Чулман, бывшие важнейшими опорными пунктами сбора налогов и контроля над торговцами на Камском торговом пути. Постепенно расширяется состав продуктов обмена - из Приуралья в Болгарию и далее на Восток и Запад шли не только меха, но и слитки меди и бронзы, отборное зерно и продукт огромной ценности для раннего средневековья - соль. Кама служила основной транспортной артерией для связи центральных районов Болгарии с ее северными областями. Этот путь хорошо маркирован системой городищ и селищ IX-XIII вв., в устьях малых и средних притоков Камы и бывших (возможно станциями-пристанями на водной торговой дороге) так и находками монет, и многочисленными ремесленными изделиями самой Волжской Болгарии. Наиболее показательной частью болгарского импорта является гончарная (круговая) керамическая посуда. Болгарская керамика выявлена на 43 поселениях и 2 могильниках Пермского Приуралья.

В целом Пермское Приуралье (Верхнее Прикамье) было хорошо известно в арабском мире как "страна и народ Вису", платящая налоги в казну царя Волжской Болгарии. С XII в. это название исчезает из источников, его место занимает "страна и народ Чулыманские", что, наш взгляд, наглядно демонстрирует некую смену населения в Верхнем Прикамье. Значение Прикамья, как важнейшего звена международной торговли, сохранилось и после монгольского нашествия. Так "купцы чулыманские", т.е. камские, в XIII-XIV вв. ведут активную торговлю не только с Поволжьем, но и со "странами Севера", Зауральем, Русью. Причем эта система торговли сложилась в более раннее время, когда болгарские купцы везли свои товары в "страну Вису", а далее их переправляли уже торговцы этого народа.

Район р. Чепцы - притока р. Вятки (Удмуртское Приуралье) к XI столетию также оказался втянутым в торговлю с Болгарией, а после монгольского нашествия был одним из тех мест, куда активно переселялись болгары. Однако значение этого района второстепенное по сравнению с Верхнекамским. На это указывает, прежде всего, малое количество восточных и болгарских импортов по сравнению с территорией Пермского Приуралья.

Камский путь служил не только прямой торговле, большую роль играла и торговля транзитная. Власти, контролирующие торговый путь, были заинтересованы в его охране и регулировании. Можно смело утверждать, что Камский путь был именно таким упорядоченным. Регулирование его было государственным делом Волжской Болгарии. Источники подчеркивают, что именно царь болгар давал (или не давал) разрешения на продвижение в страну Вису-Чулман того или иного торговца или партии товара. Причем были оговорены как права болгарских купцов, так и права "купцов чулманских". Последним было запрещено самим являться в Болгарию, а их редкие появления, если таковые происходили, становились событием, достойным упоминания. Так восторженно описывал этих запретных гостей ал-Гарнати: "Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров вывернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобров, и беличье мясо, и мед".

Роль чиновников, регулирующих движение товара и собирающих налоги в пользу царя Волжской Болгарии, играли, видимо, представители позднеродовой знати из коренного населения Приуралья. Они имели отличительные знаки в виде круглых пластин (типа пайзце). Эти, большей частью серебренные филигранные изделия, изготавливались в Болгарии. Часть из них имеют клейма в виде рунической буквы "Б" или косого луча, бывших знаками Биляра-Булгара, и маркирующие, видимо, продукцию царских (государственных) мастерских.

Афкула

Вполне вероятно, что именно Рождественский археологический комплекс в Карагайском районе расположенный на р.Обва, правого притока р. Кама открытом еще в 1985 году и был известен как "касаба Афкула (Авакаль)" в источниках XII-XV вв. Топоним Афкула можно понимать из тюркских (в персидском переложении) Афу, Ашу - поворот и Кула, Кала - башня, крепость, как "Поворотная крепость". Такое название соответствует характеру торговли болгар, которые ездили с товарами до этого места, а дальше торговали местные купцы. По версии историков, волжские булгары (ремесленники, купцы, воины), исповедавшие ислам, обосновались в Прикамье (Чулман) на берегу Обвы по соседству с языческим поселением финно-угорского этноса, построили первую на территории Урала мечеть. Результаты археологических раскопок позволили назвать точное время возникновения Афкулы, как самого первого городского поселения мусульман в Прикамье - X век.

Одним из доказательств стала обнаруженная серебряная монета 980-981 годов с именем булгарского эмира Мумина Бен-эль-Хасана. В мире найдено всего лишь две таких монеты, в Рождественском городище археологи нашли третью по счету.

По описанию капитана Рычкова, осмотревшего городище в XVIII в., на его территории находилось много обработанного белого камня, обломков кирпичей и зеленой черепицы, а в валу существовали "врата из дикаго камня", разобранные местными жителями [4]. С запада к подпрямоугольной площадке городища примыкает т.н. Филиповское (малое) городище, имеющее мощный вал и глубокий ров, следы ворот через вал и остатки основания земляной башни на стороне вала, выходящей к разделяющему городища глубокому, но узкому каменному логу. С напольной части Рождественского городища на свежей пашне наблюдается обширное пятно культурного слоя - остатки неукрепленного посада. Общая площадь двух одновременных городищ и посада составляет около 6,5 га. С востока к укреплениям примыкает мусульманский могильник домонгольского времени, а через небольшой лог от него расположен финно-угорский могильник, характерный для ломоватовско-родановской традиции. Площадь некрополей составляет около 3,5 га с учетом плотности размещения захоронений (около 4 кв.м. на погребение), то можно думать, что здесь было погребено около 9 тысяч человек. Вероятно, что это не единственный некрополь этого крупнейшего в Пермском Приуралье поселения со столь сложной городской структурой. Примерно в 1,5 км от комплекса поселений существовало языческое святилище - его остатки известны в науке как "Волгинский" клад (1852 г. и позже), в состав которого входили серебряные изделия: восточное блюдо, три гривны глазовского типа, плетеная серебряная цепочка с наконечником из зерненых шаров, две серебряные лунницы, привеска-налобник, монетные гривны южнорусского типа, китайский монетный ямб.

Больший интерес представляет керамическая коллекция Рождественского городища. Всего за время раскопок на городище собрано более 10 тысяч фрагментов гончарной и 3 тысячи фрагментов лепной керамики.

По показателю соотношения лепной и гончарной посуды Рождественское городище может быть сближено с собственно болгарскими поселениями, где примерно такое же соотношение прикамско-приуральской и гончарной общеболгарской посуды характерно для памятников центральной Волжской Болгарии. Видимо, большая часть болгарской неполивной керамики Рождественского городища может быть отнесена к домонгольской. Среди гончарной посуды имеется 765 фрагментов поливной керамики, с поливой буро-зеленого, зеленого и желто-зеленого цветов. Такая керамика имела распространение как в домонгольской Болгарии, так и в Болгарии золотоордынского времени. Неполивная керамика представлена в основном так называемой общеболгарской керамикой, широко распространенной по всей территории этого государства. Выделяется комплекс так называемой "керамики типа Джукетау", представленной 145 фрагментами горшковидной керамики серого цвета. Такая керамика распространена в северо-восточных окрестностях городища Джуке-Тау (летописный город Жукотин на Каме). Этот комплекс весьма показателен, так как он с уверенностью позволяет утверждать, что у жителей Рождественского городища существовали связи именно с этими районами Болгарии.

С учетом того, что на этом городище исследовано 3 гончарных болгарских горна, можно утверждать, что часть посуды изготовлена на месте. В целом все три горна представляют собой углубленную в землю конструкцию с двумя ярусами без опорного столба с удлиненным устьем топочной камеры. Наиболее близки описанные горны к простейшим двухъярусным горновым печам с горизонтальной перегородкой без опор, известным как горны 1-го типа из Волжской Болгарии. Подобные горны имели широкое распространение у городских и сельских ремесленников Болгарии. По функциональному назначению из болгарской посуды Рождественского городища можно выделить как комплекс тарной посуды (корчаги, кувшины), так и комплексы столовой и кухонной посуды. Последнее свидетельствует также в пользу проживания на городище болгар

Пермь

Наивысший расцвет Камского торгового пути приходится на XI-XIII вв. Не утрачивает своего значения Камский путь и после покорения Болгарии ханом Бату, хотя ближе к началу XIV в. и начинается определенное сокращение поступлений восточных и болгарских импортов в Прикамье. В то же время на этот период приходится определенная волна болгарского переселения в Приуралье, связанного с оттоком населения из Орды. Именно с этой волной связано известное болгарское надгробие из окрестностей чепецкого городища Гурьякар. Возможно, что на это время приходится начало формирования т.н. "пермских татар". Интересно, что в XIV в. на территорию Среднего Прикамья в бассейне левого притока Камы - р. Сылва формируется малочисленная группа русского населения - вероятно беглецы из Орды. Какой-либо яркой роли в освоении Присылвенского края эта группа населения не сыграла и судьба их мало исследована. Лишь с конца XIV в., после ослабления из-за внутренних разладов влияния Орды, стало возможным относительно безопасное проникновение в Верхнее Прикамье русского населения, пока со стороны уже освоенного ими бассейна Вычегды - "Старой Перми". Болгария, входившая в состав Орды переориентировала свою торговлю на связи с Приобъем, перенеся основную нагрузку на сухопутные караванные пути через южно-уральские степи, и значение камского пути упало. К XV столетию Русь стала основным торговым партнером Верхнего Прикамья. Причем влияние русской культурной традиции становится столь сильным, что уже в XIV в. значительно сокращается местное традиционное бронзолитейное дело и черная металлургия; традиционные прикамские украшения, носившие скорее угорский, нежели финский характер, заменяются предметами новгородского и, позже, московского производства, а железные орудия труда стали изготавливаться по русским образцам. Лишь со второй половины XVI в. Камский путь вновь набрал силу.

Вместе с русскими пришло и новое название Верхнего Прикамья - Перемь, Перма, Пермь. Это название было воспринято и коренными жителями, ставших именовать самих себя "перемяками, пермяками". Русское население дифференцировало себя от коренного населения, именуясь "русаками".

Название "Пермь" заменило собой известные местные этнонимы, воспринимавшиеся с подачи болгар и арабских географов и как название территории - "Вису, Чулман, Гамаль". Свое значение торговый путь по Каме, проторенный волжскими болгарами, сохраняет и по сей день. Прекрасным памятником былой болгарской торговли по Каме служит название одного из сел Оханского района Пермской области - Болгары.

Использован материал Международного симпозиума "Международные связи, торговые пути и города Среднего Поволжья IX-XII веков". Казань, 1998г


© islam-yurt

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz